Как «Посторонний» Камю, Джо – отшельник, нигде не находящий своего места. Его трудно назвать разочарованным, похоже, у него никогда не было никаких иллюзий. Его острая чувственность, как губка, впитывает в себя каждое впечатление, несмотря на то, что его жизнь – это мрачное однообразное существование помощника шкипера на барже, курсирующее между Глазго и Эдинбургом. Однажды утром темные воды реки прибивают к барже тело молодой женщины. Вскоре находится и предполагаемый виновник… Но действительно ли произошло убийство и как с этой трагедией связан Джо?
Погружаясь в, казалось бы, неторопливый приземленный рассказ, читатель вскоре открывает в нем многочисленные болевые точки, полные чрезвычайной страсти и напряжения, где текст романа начинает лихорадочно пульсировать, то возвышаясь до высот философского трактата, превращаясь в своеобразную охудожественненную «феномен» снова погружаясь в замкнутый тесный мир баржи, где царит серая беспросветность. И читатель спрашивает себя, что же держит в руках: сенсационный триллер, постмодерный псевдодетектив, который, дружески подмигивая, заиграет с нашими ожиданиями, или мрачную экзистенциальную драму, где нет преступления, однако за него все равно приходится заплатить?
И кем же был его создатель, Александр Трокки (1925–1984), наверное, самый скандальный, если и не самый известный шотландский писатель ХХ века, которого Уильям Берроуз назвал «уникальной и крайне важной фигурой литературного мира 1950-х и 1960-х» Европейским битником? Шотландским Камю? Или просто самобытным, чрезвычайно талантливым автором, которого сегодня знают гораздо меньше, чем этого заслуживают его произведения?
В 2003 году роман «Молодой Адам» был экранизирован шотландским режиссером Дэвидом Маккензи в одноименном фильме с Юэном Мак-Грегором и Тильдой Свинтон в главных ролях.